Дилемма каждого третьего мужчины после 50 лет
В Оксфордском университете (США) было завершено масштабное исследование среди мужчин, у которых был обнаружен рак предстательной железы. Исследование должно было ответить на вопрос, необходимо ли лечить рак предстательной железы на ранней стадии или достаточно оставаться под «активным медицинским наблюдением»?
По результатам исследования, которое на днях было опубликовано в журнале «New England Journal of Medicine», не было найдено существенных отличий в уровне смертности среди пациентов, которые рандомно выбирали проходить лечение или находиться под наблюдением и прибегать к лечению только в случае прогрессирования заболевания.
Подобного рода дилемма существует у пациентов с диагнозом «рак предстательной железы», что отличает его от почти всех других видов рака, которые, как правило, требуют безотлагательного лечения. Рак предстательной железы обычно обнаруживают у мужчин старше 50 лет, и риск заболеть возрастает с возрастом. Однако в большинстве случаев рак простаты прогрессирует очень медленно, только один из десяти пациентов умирает от болезни в течение десяти лет. Лечение рака простаты сегодня включает операцию и лучевую терапию, которые зачастую сопряжены с побочными эффектами, снижающими качество жизни пациентов, среди которых импотенция и частичное недержание мочи. Из-за подобного рода тяжелых побочных эффектов наиболее приемлемой сегодня является «активная выжидательная тактика», когда своевременные анализы крови и биопсия дают возможность вовремя обнаружить прогрессирование болезни и начать лечение.
Рак предстательной железы является одним из самых распространенных видов рака среди мужчин. После 50 лет злокачественные клетки в предстательной железе обнаруживаются у каждого третьего мужчины, а после 80 лет — у большинства из них. Каждый год в мире регистрируется более миллиона случаев заболевания раком предстательной железы и 300 тыс. пациентов умирают от этого заболевания.
Исследование проводилось среди пациентов в возрасте 69-50 лет с диагнозом «рак предстательной железы» на ранней стадии, которые рандомно были выбраны для прохождения лечения или активной выжидательной тактики. Всего в исследовании приняли участие 1 643 пациента, среди них 545 были под «активным медицинским наблюдением», 553 прооперированы и остальные 545 прошли лучевую терапию. По истечении десяти лет среди 169 смертей только 17 были следствием прогрессирования рака. Среди них 8 пациентов находились под медицинским наблюдением, 5 пациентов прошли операцию и четыре — лучевую терапию. По мнению ученых, в процессе исследования не было найдено явных различий между выбранной тактикой лечения и смертностью пациентов.
Следует учитывать, что риск прогрессирования заболевания выше среди мужчин, которые выбрали активную выжидательную тактику, нежели среди тех, кто прошел операцию или лучевую терапию. Уже через три года после начала исследования около трети пациентов под наблюдением были вынуждены пройти операцию или лучевую терапию; в конце исследования лечение прошли уже около половины всех пациентов этой группы. Однако второй половине пациентов из группы выжидательной тактики не потребовалось никакого лечения, и они избежали тяжелых побочных эффектов терапии. У большего количества участников исследования из группы, которая находилась под активным медицинским наблюдением, рак дал метастазы (33 мужчины). Из группы прошедших операцию — 13 мужчин и лучевую терапию — 16 мужчин. Ученые считают, что нет существенной разницы между тактиками лечения, и активная выжидательная позиция в целом оправдывает себя .
«Это сложная дилемма», — говорит профессор Офер Йосфович, начальник отделения онкоурологии медицинского центра «Бейлинсон». – «Мы имеем дело с очень распространенным видом рака, который в пожилом возрасте поражает почти каждого мужчину.
У большинства мужчин в возрасте 60-70 лет есть небольшие очаги рака предстательной железы. Обычно мужчины об этом не знают, и болезнь долгое время никак не проявляет себя. Так как смертность при этом диагнозе очень низкая, то обычно люди умирают от других заболеваний».
Тактика активного выжидания является наиболее распространенной на сегодняшний день и применяется в тех случаях, когда болезнь выявлена на ранней стадии. «При данном подходе мы руководствуемся прежде всего сохранением качества жизни пациентов. Если бы не побочные эффекты лечения, то мы направляли бы больше пациентов на операцию или лучевую терапию», – говорит профессор Йосфович.
Профессор Йосфович считает: «Несмотря на то, что выводы, сделанные из данного исследования, в целом верны, у нас нет данных о том, что происходило с пациентами после десятилетнего периода исследования. Поэтому прежде всего необходимо учитывать состояние здоровья каждого отдельного пациента и выбирать вместе с ним оптимальную тактику лечения или наблюдения с учетом всех возможных последствий».
Комментарии